Пятница, 29.03.2024, 17:55
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Музыкотерапия [5]
Ссылки, материалы, новости по музыкотерапии
Научная жизнь [15]
Представлена информация о научных конгрессах, конференциях, семинарах, в которых принимает участие Институт Координационной Психологии Развития
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Декабрь » 16 » XIII конгресс физиотерапевтов и курортологов Автономной Республики Крым
11:35
XIII конгресс физиотерапевтов и курортологов Автономной Республики Крым

XIII конгресс физиотерапевтов и курортологов Автономной Республики Крым

«Актуальные вопросы организации курортного дела, курортной политики и физиотерапии»

18-19 апреля 2013 г., г. Евпатория

И.М.Мирошник. Методологический и методический аспекты развития универсальных селективных координационных способностей личности и пластичности мозга в условиях санаторно-курортной рекреации. Текст доклада-лекции на XIII конгрессе физиотерапевтов и курортологов АРК. — Евпатория, 18 апреля 2013. — Электронный ресурс.

 

(с) Мирошник И.М., 2013. Все права защищены. Перепечатка только с разрешения автора.

Ключевые слова: координационная метатеория развития, координационная психология И.М.Мирошник, координационные потребности, координационные способности, принцип гармонической комплементарности, координационная парадигма развития.

В докладе раскрыты теоретические принципы и законы Координационной парадигмы развития (координационной метатеории развития) И.М.Мирошник.

С точки зрения координационной метатеории развития И.М.Мирошник координация есть главный фактор движения (самодвижения) Универсума, т. е. координация впервые рассматривается как движущая сила развития. Универсальная координационная способность - фундаментальное свойство Мира и Человека, определяющее самоорганизацию и движение как гармоничное развитие: начиная от рождения вселенной и элементарных частиц, через физические, химические и биологические к социальным и духовным формам и способам динамической селективной координации.

С новых методологических позиций, в отличие от традиционной диалектической теории и метафизики, селективная динамическая координация - есть фактор самодвижения, изменения как гармоничного развития, а субординация - фактор стабилизации и устойчивости, сохранения изменений в эволюционных процессах. Такой переворот в методологии науки, осуществляемый на основе Координационной парадигмы развития (координационной метатеории развития, альтернативной диалектике) позволяет докладчику утверждать, что гармоническое будущее определяется сегодня новым координационным мышлением, альтернативным диалектическому и метафизическому, новыми формами и способами селективной динамической координации и соответствующими направлениями и технологиями научной и практической деятельности человека, в которых координация рассматривается как фактор изменчивости и развития (координационная политика, координационная экономика, координационная социология и др.).

В качестве альтернативы идеологии трансгуманизма, созданной западными учеными и широко внедряемой в массовое сознание, с методологических позиций разработанной И.М.Мирошник Координационной парадигмы развития (КПР), принципиально отличающейся от субординационной, по сути, диалектической парадигмы развития, впервые было введено и теоретически осмыслено понятие «универсальные координационные способности» личности (выходящие за пределы чисто двигательных), обосновано возникновение перспективных направлений современной психологической науки — координационной психологии развития, координационной психологии способностей, психологии координационного мышления, координационной психологии личности, координационной психологии деятельности и общения, координационной психофизиологии и нейропсихологии и др. Универсальные координационные способности во многом определяют новые психические возможности саморегуляции, обучаемости, интеллекта, креативности и развития человека в различных видах деятельности, в том числе ведущих (игровой, учебной, трудовой)

Изучение новых путей и возможностей оздоровления и развития человека, формирование нового координационного мышления и новой координационной культуры личности и общества — главные задачи координационной психологии — перспективного междисциплинарного, комплексного направления современной психологической науки, основанного И.М.Мирошник.

С точки зрения координационной психологии, фундирующейся на КПР И.М.Мирошник, координационные потребности — это главный мотивационный фактор гармоничного самодвижения как развития и самоосуществления. Впервые биологические, социальные и духовные координационные потребности рассматриваются как ядро мотивационно-потребностной сферы личности и как источник активности, основная побудительная сила деятельности и общения. При этом, докладчиком раскрыто, что универсальные координационные способности определяют гармонию развития личности как субъекта координационной деятельности и общения.

В рамках координационной парадигмы развития в психологическую науку впервые введен принцип комплементарности, отличающийся от принципа дополнительности Н.Бора. С позиций нового методологического принципа гармонической комплементарности единство и координация комплементарных противоположностей (мужского и женского; субъективного и объективного; каузального и телеономического; внешнего и внутреннего; идеального и реального и др.) определяется как закон гармонического развития.

 

С точки зрения координационной психологии И.М.Мирошник мощным фактором гармоничного развития выступает смыслообразующий и направляющий мотив координациистремление комплементарных противоположностей к согласованному взаимодействию. Этот амфотерный (двуединый) мотив координации — в сущности есть абсолютный мотив эволюции, определяющий гармонию развития. Равно как и наоборот, мотив эволюции - есть стремление к единству и координации (согласованности) комплементарных противоположностей, порождающих новые продуктивные образования.

 

С новых теоретических позиций динамическая селективная координация, органично связанная с универсальной пластичностью, является не только фундаментальным координационным механизмом мозговой активности, но и психической деятельности. По сути, в координационной психологии И.М.Мирошник речь идет о селективных координационных основах психических процессов, координационных законах селективной работы коры больших полушарий головного мозга. Динамическая селективная координация становится методологическим принципом изучения психических явлений и впервые определяется как фактор самодвижения, саморазвития не только деятельности мозга, психики, но и личности (как субъекта деятельности).

Важную роль в удовлетворении координационных потребностей и развитии универсальных координационных способностей человека играет фундаментальная селективная координационная способность мозга, т. е. его способность к самоизменению и саморазвитию, которая проявляется в межполушарном взаимодействии, нейрональной и синаптической пластичности, нейрогенезе и позволяет посредством пластических перестроек устанавливать новые нейродинамические координационные связи в процессе жизнедеятельности.

Субординационные механизмы деятельности мозга, психики, личности дополняют координационные, обеспечивая стабилизирующую функцию, устойчивость и сохранение изменений. В качестве основного источника психических явлений рассматривается координирующее взаимодействие субъекта с объективно существующим внешним миром. А координационные потребности и мотивы координации на биологическом, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности понимаются как источник активности и основная побудительная сила деятельности и общения. При этом и, собственно, рефлекторная деятельность, (например, условные рефлексы) рассматривается как психофизиологическая форма и способ селективной динамической координации по закону хиазмы и ее обращения. Физиологической основой психики, соответственно, является динамическая координация процессов возбуждения и торможения, образование временных нервных координационных связей и комплексных координационных соединений. С позиций КПР и координационной теории развития психики ассоциативные механизмы деятельности мозга, психики впервые рассматривались докладчиком как координационные по своей сути, а эволюция координационных («ассоциативных») систем и координационных способностей мозга - как показатель филогенетического статуса вида и его адаптивных возможностей, во многом определяющих уровень развития аналитико-синтетических способностей мозга и способности к формированию поведенческих программ.

Сегодня есть основания полагать, что эволюция координационных потребностей и базовых координационных способностей, органично связанных с пластичностью мозга, позволит создавать новые продуктивные координационные связи и комплексные координационные соединения в природном, социальном и духовном мире, повысить человеческий потенциал, раскрыть незадействованные ресурсы мозга, организма, личности, которые и определят новый путь гармоничной эволюции человека, не разрушающей его инвариантной сущности (в отличие от трансгуманизма).

Полный текст этого доклада есть в архиве на нашем сайте.

http://coordination.my1.ru/load/0-0-0-1-20

 

Категория: Научная жизнь | Просмотров: 597 | Добавил: compupsy | Теги: принцип комплементарности, координационные способности, координационная психология И.М.Миро, координационная метатеория развития | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar